Звоню в Воронеж молодому, но уже известному литератору, который сочиняет для Московского театра мюзикла либретто и стихи нового детского спектакля. Ведем безмятежный разговор о характерах и судьбах сказочных героев, о стилистических контрастах в развитии сюжета, который должен парадоксально раскрыть известную фабулу.
Но мы оба знаем, что на Воронеж под утро обрушиваются украинские беспилотники и санузел становится лучшим местом укрытия. И это подспудное знание задает особый нерв разговору. В сказочный мир врывается суровая реальность времени, которое, как ни крути, придется назвать военным. Реальность эта в том, что враг на исконно русской земле охотится за моими соотечественниками. Мои родители, которых уже нет на этом свете, прошедшие и пережившие войну, никогда бы не поверили, что это возможно, что мне придется когда-нибудь об этом писать.
В ГИТИСе, куда поступил в 1966 году, кафедрой истории русского и советского театра заведовал Борис Николаевич Асеев. Отчасти поэтому мы довольно хорошо знали стихотворения его брата, одного из основателей "Левого фронта искусств", Николая Асеева, который родился в 1889 году в Льгове Курской губернии. И тогда впервые прочитал его стихотворение "Город Курск", которое поэт дописывал уже в 1943 году: "Он теперь опален войной, /а тогда был так безопасен…/Как давно не бывал я в нем, /как я многим ему обязан!" О своем детстве и отрочестве в Льгове Н. Асеев писал жестко и без сантиментов, но в поэме "Курские края" есть такие трогательные строки: "Стойте крепче. Вы мое оплечье, /вы мои деды и кумовья, /вы мое обличье человечье, /Курские края".
Когда занимаешься полезными для других делами, кажется, что и себя оберегаешь от чего-то дурного
Чем бы мы ни занимались сегодня, как бы ни старались сосредоточиться на повседневных делах, какие бы планы ни выстраивали, наши мысли теперь не только о Донбассе, но и о Курске, о Белгороде, о Брянске… О будущем России. Говорят, время лучший судья и лучший доктор. Но сейчас на философствования нет времени — люди со всех концов страны стали помогать согражданам, которые попали в беду, которых волна войны, ворвавшейся на нашу землю, вынесла из родных мест и разметала по краям и весям. В эти августовские дни 2024 года народная российская готовность к самопожертвованию проявила себя с той энергией, которая всегда подспудно или явно живет в нашем народе. Не было никаких властных директив, но люди, понимая, что пришла большая беда, сорганизовались и начали помогать тем, кому нужна помощь. И слова песни, которую пела Людмила Зыкина, "всем миром, всем народом, всей землей" обрели новую реальность спустя 80 лет после Курской битвы. Люди спешили делать добро, не задумываясь об общественном признании своих шагов. Просто старались помочь себе подобным, кого еще несколько часов назад знать не знали. Делились тем, чем могли поделиться. Кто чем. В зависимости от собственного достатка, как правило, невеликого. Врачевали нуждающихся.
Добро делают не для ближнего только, но во многом для самих себя. Это акт самоочищения, предохранитель от собственных разрушительных инстинктов. Когда занимаешься простыми полезными для других делами, то кажется, что оберегаешь себя от чего-то дурного. И уж точно от одного из самых страшных грехов — греха уныния.
Как бы кто ни клял марксистское учение, но человек существо социальное. Он обладает способностью спонтанно организовываться (увы, не только на добрые дела). Способность эта усиливается в известной степени качеством информационной среды, но исторический опыт подсказывает, что далеко не все зависит от уровня коммуникационных технологий. Разумеется, важно, в чьих руках "почта и телеграф", но и преувеличивать их значение не стоит. Понятно, мы живем в информационных потоках и хотим, чтобы они давали многоцветье мнений. Но дело не только в них.
Пассионарность народа в разные времена выражается по-разному, но бытование этносов во времени определяется процессами глубинными и не всегда попадающими в ловушки политтехнологов. Веду речь не о "глубинном народе", а о тех органически присущих человеку экзистенциальных свойствах, не укладывающихся в матрицы рационализма. Способность к самопожертвованию не во имя детей или родителей, а для людей, подчас вовсе незнакомых.
Человек — существо социальное, он обладает способностью спонтанно самоорганизовываться
Был бы несправедлив, если бы не написал о том, что и федеральная и региональные власти пришли на помощь жителям Курской области. Пусть это было сделано не сразу, военные задачи, которые надо было решать в первую очередь, потеснили другие проблемы. Но знаю, как работают мои друзья и коллеги в мэрии Москвы, помогая тем, кто живет сегодня в Курске, и тем, кого вывезли в столичный регион, — это не просто добросовестное выполнение чиновничьих обязанностей, но еще и душевная гражданская потребность.
Пишу о драматических событиях в Курске потому, что писать о чем-то другом кажется невозможным.
Но все же…
В предвечерние часы попадаю в выстроенный на Пушкинской площади зрительный зал, где идет представление в рамках фестиваля "Театральный бульвар". Для публики устроили амфитеатр, расположенный на широком пандусе, ведущем в Московский театр мюзикла, а сцена выстроена прямо на Пушкинском сквере. Более двухсот зрителей не отрываясь слушают актрису, которая читает им строки трагического древнего эпоса. И кажется, что в лучах заходящего солнца они взметают вместе с ней куда-то в неведомые заоблачные выси, в волшебные дали искусства, умножая способность сострадать чужому горю, которого так много в сегодняшней жизни.
Источник: news.rambler.ru