Общество

Сергей Евтушенко: «Не повысим тариф – возить будет некому и не на чем»

Министр автодорог и транспорта Белгородской области объяснил, почему зашла речь об увеличении проезда в автобусах.

Сергей Евтушенко: «Не повысим тариф – возить будет некому и не на чем», фото: пресс-служба Министерства автодорог и транспорта Белгородской области

Белгородские власти начали обсуждать возможность увеличить стоимость проезда в общественном транспорте еще в прошлом году. Уже тогда министр автодорог и транспорта Белгородской области Сергей Евтушенко заявлял об ухудшении финансового состояния всех перевозчиков и неизбежном повышении тарифов.  

Этим летом разговоры возобновились и была названа себестоимость одной поездки в общественном транспорте – 58 рублей. «МК в Белгороде» попытался разобраться, откуда взялась эта цифра и что будет, если оставить цену проезда прежней. На эти и другие вопросы ответил Сергей Евтушенко. Также он рассказал, почему нельзя отложить принятие решения до окончания СВО, какую помощь уже получает регион от федерального центра и когда он сам в последний раз ездил на автобусе.

— Сергей Викторович, почему необходимость повысить тариф возникла именно сейчас?

— Дело в том, что стоимость проезда – это основа существования для перевозчика. Он нужен, чтобы организация могла оказывать основные услуги по перевозке пассажиров и по возможности развиваться. Однако, тариф не повышался с 2019 года, а инфляция была все эти пять лет. Подорожали и запасные части, и горюче-смазочные материалы, и стоимость содержания транспорта. Кроме того, часть доходов от продажи билетов направляется на оплату труда сотрудникам. И сейчас стоит вопрос попросту выживания организаций, которые выполняют услуги по перевозкам населения. 

— Известно, что себестоимость проезда сегодня составляет 58 рублей. Из чего складывается эта цифра?

— Есть методика, утвержденная приказом Минтранса РФ, в которой прописан ряд показателей, которые применяются для этого расчета. Для каждого региона он составляется отдельно. Учитываются уровень жизни населения, средняя заработная плата, стоимость запасных частей, ГСМ и многие другие показатели. Кроме того, есть комиссия по ценам и тарифам, которая регулирует этот механизм и утверждает итоговую стоимость.

Также мы понимаем, что поднимать цену проезда резко и намного – это неправильно, как с учетом экономической ситуации, так и общей политической. Поэтому, предварительно, тариф вырастет не более, чем на пять рублей. Однако, итоговая цифра будет известна только после утверждения комиссии.

— Цены на проезд в Белгороде часто сравнивают с другими городами. Уместно ли это, учитывая оперативную обстановку, размеры города и убыль населения?

— Курск, Липецк – тоже небольшие города. Мы потому и брали регионы, у которых схожий пассажиропоток и экономические условия. Но там, в отличие от нас, повышения стоимости проезда проводятся регулярно. И это еще раз показывает, что процесс необратим, как и рост любых других тарифов, которые есть в нашей жизни.

— Но в Белгороде сложная оперативная обстановка. Неужели нельзя сделать поблажку?

— Обстановка сложная, я тоже живу в Белгороде. Но если оставить все, как есть, тогда со следующего года пассажирских перевозок у нас не будет. Уже на сегодня есть огромный отток водителей, которые ушли по разным причинам. Есть снижение пассажиропотока. У предприятий нет дохода, а значит нет возможности содержать автобус и платить зарплату. Другие регионы предлагают водителям условия, где и зарплата выше, и более спокойная оперативная обстановка. 

Поэтому если мы сейчас пойдем по пути, что нужно сохранить стоимость проезда на прежнем уровне – в следующем году нас некому будет возить.

— В соцсетях белгородцы предлагают если не отменить подорожание, то хотя бы отложить до окончания СВО. Это возможно?

— Я не компетентен обсуждать сроки окончания СВО. Когда это произойдет – никто не знает. Мы говорим про ближайшее будущее, ближайший год. Вот здесь абсолютно понятно, что возить людей будет просто-напросто некому. И тогда у людей появятся другие вопросы: «А почему вы ничего не делаете?». А у нас уже в этом году колоссальный отток сотрудников и количество рейсов не соответствует графику. И мы можем потерять все то, что уже наработано.

— Где именно вырастут цены: только в Белгородском районе или еще где-то по области?

— Полномочия министерства распространяются только на Белгород и Белгородский район. Здесь мы отвечаем за пассажирские перевозки и наша структура является их заказчиком. Знаю, что в районах кто-то тоже намеревался повышать тариф, а кто-то уже повысил его раньше.  

Сегодня мы говорим о себестоимости проезда в 58 рублей. Это экономически обоснованный тариф. Но мы понимаем прекрасно, что это будет неправильно. Поэтому разницу убытков, для того, чтобы предприятие работало во исполнение графика, который прописывается в каждом контракте, берет на себя регион и муниципалитеты. Последние 2 года бюджет области субсидирует перевозки на сумму 1 миллиард 67 миллионов рублей. Сами перевозчики от продажи билетов зарабатывают  ненамного больше  — 1 миллиард 200 миллионов. То есть от 50 до 60 процентов стоимости проезда в зависимости от маршрута лежит на бюджете области. На будущий год губернатор принял решение увеличить субсидию еще на 150 миллионов. Но эти средства не смогут кардинально исправить ситуацию из-за роста цен на комплектующие, ГСМ, расходники.

— Может ли Белгородская область получить поддержку федерального центра?

— Финансовую, которая пойдет напрямую на оплату тарифа – нет. Поддержка федерального центра выражается в приобретении подвижного состава. Например, в прошлом году мы получили 89 автобусов по льготному кредиту. Эти транспортные средства были направлены в муниципалитеты, в том числе в Белгородскую агломерацию.

Подчеркну, помощь из федерального бюджета идет большая, но она не может идти деньгами подрядчику. Она выражается именно в возможности приобретения подвижного состава, а это самая затратная статья расходов, которая есть у перевозчика. И приобретая автобус по льготной цене, у него высвобождаются свои средства, которые он уже может направить на зарплату сотрудникам и т.д.

— Будет ли разница между оплатой по карте и наличными?

— Да, также в пять рублей. Сейчас стоимость проезда составляет 20 рублей при безналичной оплате и 25 – при оплате наличными. Такая же разница будет и при повышении тарифа.

— Планируется ли вводить проездные?

— Нет, пока не планируется. Ни проездные, ни какие-то отдельные транспортные карты. Мы об этом думали, есть разная практика коллег. Но у нас нет стабильного пассажиропотока. У нас он, с учетом приграничья, сильно упал. Поэтому пока остаются льготы – для студентов, дачников, пенсионеров. Они позволяют компенсировать часть затрат по линии соцзащиты.

— Сейчас в Госдуму внесен проект об обязательной езде чиновников на общественном транспорте. А как давно Вы сами ездили в автобусе?

— В прошлый четверг. Не буду обманывать, я не постоянно пользуюсь общественным транспортом. Но тогда я ездил на совещание. Автобус был без кондиционера, форточки открыты, но все равно было жарко. Сам транспорт чистый, заполняемость – около 30 %. Благодаря «выделенкам» доехал быстро. Они очень спасают, поэтому мы планируем и дальше увеличивать их количество.

— За свои деньги люди хотят получить качество. Однако часто звучат жалобы на то, что водители не пристегиваются, не включают кондиционер летом/отопление зимой, не соблюдают санитарные нормы, не открывают все двери на остановках, проезжают мимо остановки, разговаривают в дороге по телефону, ругаются матом. Как быть с этим?

— Замечания абсолютно справедливы. Отмечу, что кондиционеры есть только в белых автобусах ЕТК. Больше их нет нигде, к сожалению. Думали, как поставить на синие, но оказалось, что это технически невозможно. Однако замечу, что новые автобусы приобретаются уже только с кондиционерами.

Что касается внешнего вида, разговоров по телефону и прочих нарушений, то для этого есть штрафы. Каждый день на линиях автобусы проверяют контролеры. Они следят за внешним видом водителя, санитарным состоянием транспорта, наличием безбилетников и т.д. По условиям контракта к нарушителям применяются штрафные санкции. Но охватить весь поток мы не можем, поэтому просьба к жителям нам помочь: присылать фото и видео нарушений на сайт «ОПП Белгородской области». Будем разбираться и наказывать финансово.

— Люди жалуются, что общественный транспорт ходит нерегулярно и почти нет рейсов в вечернее время и ночью. Ожидаются ли здесь изменения?

— Нерегулярность рейсов связана с большой нехваткой водителей. Что касается ночного маршрута, то мы уже запускали его в 2022 году, потом еще раз в 2023 году – и никто на нем не ездил. Самое большое количество пассажиров было в новогоднюю ночь: 17. После этого ездили 1-2 человека, а потом и вовсе никого не было.

В 2025 году мы ночной маршрут не планируем. Вечерние есть, если же их нужно скорректировать, где-то сдвинуть – то по обращению граждан это все решается.

— Когда именно возрастет тариф?

— В планах с 1 января.

— И сколько, предположительно, продержится новая цена?

— У меня нет ответа на этот вопрос, так как мы не можем влиять на инфляцию. А вот она влияет на всю нашу жизнь: цены растут на все, мы это видим в любом магазине. Сегодня мы не рассматриваем вопрос, будет ли повышение тарифов в дальнейшем. Сейчас важно сохранить то, что уже наработано.

— Какие еще есть планы у министерства на 2025 год?

— Сегодня много жалоб поступает на высокую заполняемость автобусов. Мы ставим перед собой задачу убрать часть автобусов малого класса (вмещающие около 30-40 пассажиров) и заменить их на автобусы среднего класса (вмещающие около 80 человек). С 1 февраля уже определили маршруты, на которых будет произведена замена. Таким образом, при благополучном разрешении вопроса, на маршруты в новом году выйдут 507 автобусов.

Источник: www.mk-belgorod.ru

Читайте также

Вячеслав Гладков сообщил об открытии учреждений культуры и допобразования в Белгороде

Глава региона предупредил белгородцев о мошенниках, представляющихся его советниками

Соцконтракт помог белгородке расширить ассортимент кафе

Гладков сообщил о восстановлении храма в Прохоровке после атаки БПЛА

В Белгородской области объявляли ракетную опасность

В Губкине Белгородской области из-за аварии без воды остались порядка 25,5 тысяч жителей

Оставить комментарий

13 + = 16

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее