Без рубрикиНовости

«Создаём для детей сказку»: как Белгородский театр кукол привносит в жизнь своих зрителей волшебство

«Открытый Белгород» узнал, как театр готовится к предстоящим новогодним спектаклям, откуда берутся куклы и каждый ли актёр может стать кукловодом

Традиционно Новый год у детей начинается с утренников, стихов для Деда Мороза и дружных хороводов у горящей яркими огнями новогодней ели. Создать праздничную атмосферу для юных белгородцев помогает Белгородский театр кукол. «Открытый Белгород» побывал в самом волшебном месте города и узнал, как коллектив театра создаёт для маленьких жителей путешествие в сказку.

Предновогодняя суета актёра

Сейчас театр активно готовится к показу новогодних представлений. Как рассказал главный режиссёр-постановщик Павел Зимкин, возрастные категории зрителя совершенно разные — от младенцев до учеников старшей школы, поэтому репертуар театра разнообразен и сочетает в себе как постановки для самых маленьких ценителей искусства, так и для тех, кого уже сложно удивить сказочными представлениями. Например, к новогодним праздникам была подготовлена премьера спектакля «У ёжика на ёлке» про лесные приключения зверят с Ёжиком в главной роли и постановка «12 месяцев» для ребят постарше — с трогательной историей любви. 

Написанием пьес обычно занимается режиссёр, однако проявить свой писательский талант могут и сами актёры. 

«Если есть драматургический талант, то актёры также могут писать собственные пьесы. У нас есть спектакль „Колобок и репка“, адаптированный под игры для детей, в том числе с особенностями развития. Его придумали Павел Роднин и Максим Гольянов. С этой постановкой мы успели выступить на фестивале в Санкт-Петербурге и получили за него приз. Жюри достойно оценили спектакль»,рассказал режиссёр.

Место, где рождаются персонажи

Святая святых театра — цеха по изготовлению кукол, которыми заведует главный художник Николай Щебеньков. Здесь группа, состоящая из художников и швей, трудится над изготовлением кукол, костюмов и декораций. Например, сейчас завершается подготовка к новогодним спектаклям, осталось добавить несколько штрихов к платью Снегурочки и довести до конца новый наряд Деда мороза.

«Дед мороз у нас обновляется раз в два года. Остальные костюмы шьются несколько раз в год — на каждый спектакль нужны уникальные наряды»,рассказал художник.

Кукол сотрудники театра изготавливают самостоятельно. Сначала создаются эскизы, по которым будут делать заготовки для будущих кукол, затем лепится скульптура из пластилина или глины. Далее на основе полученных заготовок изготавливается папье-маше. В движение кукол приводят различные механические установки в виде шарниров, тростей, нитей. Исходя из наличия этих деталей куклы делятся на перчаточные, тростевые, марионеточные, гапидные — их основой является деревянная палочка.

Выбор материала определяется видом куклы и сложностью костюма: могут быть использованы поролон, изолон, разные виды тканей. Например, костюм для куклы императора из спектакля «Шинель» по одноимённой повести Гоголя создавался из синтетической ткани, специально обожжённой газовой горелкой для фактуры. Кисти рук были созданы из папье-маше для того, чтобы не утяжелять их сложными материалами, кукольники использовали для объёма пенопласт. При этом не всегда готовая кукла похожа на первоначальную задумку, изображённую на эскизе, так как в процессе изготовления может измениться лицо куклы или же принт, изображённый на её наряде.

Изготовление куклы начинается минимум за три месяца до спектакля: как только заканчивается показ одних постановок, сотрудники цехов приступают к работе над будущими персонажами. Кроме этого, в процесс подготовки входит также работа над декорациями и стилизацией сцены, так как из отдельно выполненных деталей необходимо составить цельную композицию постановки.

«Примерно 2-3 месяца идёт плотная цеховая работа. Но также стоит добавить разработку пьесы, принятие художественного решения, работу над сценографией. как минимум полгода нужно для того, чтобы сварить один спектакль»,поделился художник.

Куклы из репертуарных постановок хранятся на специально оборудованном складе театра, представляющем собой тёплое сухое помещение. Они и вся необходимая для них атрибутика распределена по специальным ящикам, подписанным согласно названию спектакля.

Особых правил для хранения кукол нет, однако на складе нужно обязательно следить за температурным режимом: перепады температур негативно влияют на изготовленные из бумаги детали.

«Самые капризные — марионетки. Они не любят перепадов температур. Всем остальным нужны просто тепло, сухость и бережное хранение, потому что всё-таки это достаточно хрупкие артисты: если люди могут заболеть, то куклы тем более. Может вывернуться тросточка, посыпаться поролон, вытянуться нить»,пояснил художник.

Если же кукла всё-таки травмировалась, её можно возродить вновь с помощью оставшихся заготовок.

«Например, была сделала скульптура, по этой скульптуре сделали отливку из гипса. Эта отливка будет храниться, чтобы по ней смогли сделать замену сломанной кукле»,поделился Щебеньков.

На вопрос о количестве кукол, которые хранятся в складах театра, художник ответить затруднился — так много кукол было изготовлено за всё время работы учреждения. Кроме того, иногда для одной постановки нужно создать несколько дублёров основного персонажа, которых можно отдельно показать в разных углах сцены. Обычно куклы-дублёры закреплены за своим местом и выполняют только одну функцию, внезапно появляясь перед зрителем в нужный момент.

«Всё зависит от того, что нужно режиссёру, какую куклу он придумает»,заверил художник.

Уроки кукловода

Заведующим актёрской труппой в театре является Вячеслав Семейченко, заслуженный артист России. Именно Вячеслав Леонидович привносит волшебство в новогодние спектакли в образе Деда Мороза. По словам актёра, главное в работе артиста — взаимодействие с аудиторией. Например, при проведении новогоднего утренника детей нужно завлечь в свою игру, затянуть в хоровод вокруг ёлки и позволить ощутить сказку. Дед Мороз должен уделить время каждому ребёнку на новогоднем представлении у ёлки.

«Реакции детей на каждой ёлке могут быть разными. Все они ждут праздника, но неожиданностей может быть много. Например, кто-то заплачет, кто-то выйдет у ёлки и скажет „Хочу подарок от Деда мороза“. Я обычно что делаю: спрашиваю, писал ли ребёнок письмо Деду Морозу. Если нет, то его нужно написать. Если да, то обещаю, что 31-го числа под ёлочкой он обязательно увидит свой подарок. Если невмоготу, то снимаю с ёлки игрушку и дарю её. А что тут такого? Пусть с меня потом высчитают»,смеётся артист.

Новогодний спектакль прорабатывается параллельно с утренниками: сначала появляются задумка и название спектакля, после одобрения которых художник начинает делать эскизы кукол и декораций. Далее проходят репетиции, худсовет смотрит спектакль, принимает его.

«Самый сложный этап в этом процессе — набросать общий скелет от начала до конца. Только потом каждая сцена подробно рассматривается и дополняется деталями»,поделился актёр.

На отработку спектакля актёрам обычно выделяют две репетиционные точки в день по 3,5 часа. Всего на репетиции уходит порядка 16 таких точек. При этом во время подготовки к спектаклям артисты могут с выступать с текущими постановками, а также посещать уроки по вокалу и кукольному мастерству.

«Весь этот репетиционный процесс надо рассчитать так, чтобы артист успел выучить текст, привыкнуть к образу, отработать игру с куклой. В любом случае, мы занимаемся своим делом. Мы все на своих местах»,подчеркнул завтруппой.

По словам артиста, театр — дело молодых. Поэтому труппа всегда должна иметь активных молодых артистов, желающих показать себя. В идеале в театре кукол должны служить актёры, закончившие в институте кукольное отделение. Поэтому Белгородский театр кукол активно набирал на работу актёров-кукловодов из Саратова, Иркутска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. Сам Вячеслав Леонидович в своё время окончил Харьковский институт искусств.

После начала спецоперации часть коллектива покинула Белгородскую область из-за оперативной обстановки, поэтому искать новые таланты руководство театра пришло в Белгородский институт культуры. На работу пригласили выпускников отделения драмы и кино, готовых попробовать себя в новом амплуа актёра-кукловода. В театре для новоиспечённых артистов организовали уроки по кукловождению, которые позволили им узнать устройство кукол и научиться ими управлять.

«Рассказывали им о театре, который уже давно не за ширмой — в нём много живого плана. И они заинтересовались: к нам пришли пять человек. Мы их переучивали, проводили им занятия по основам кукловождения, занимались наставничеством. По сути, мы возродили то, что было в советское время»,рассказал актёр.

Кукловод должен отработать жестикуляцию куклы, как она садится, встаёт, падает, двигает головой, здоровается с другими куклами — всё это артисты совершенствуют во время регулярных уроков по кукловождению. Кроме того, один актёр должен уметь обращаться со всеми видами кукол, так как в одном спектакле у него может быть до шести ролей, в том числе с живой игрой.

«Кукольник — синтетический актёр. В одном спектакле у него может быть столько ролей, к каждой он должен создать свой образ, голос. Если необходима живая игра, то там нужно отработать танцы, пластичность»,поделился завтруппой.

По словам Вячеслава Леонидовича, кукольный театр создаёт для детей сказку, но всё же актёры растут именно на серьёзных классических произведениях. Так в репертуар попали «Чайка» Чехова и «Преступление и наказание» Достоевского. В этих постановках были обыграны не все моменты из произведений, режиссёры театра адаптировали сюжет под актёров и зрителя.

Кроме классики в репертуаре театра есть и произведения патриотической направленности — например, спектакли «Петрушка на войне», «Говорит Ленинград», «Рядовой Воробушек», «Гречневая каша». Эти постановки были отыграны как для белгородцев, так и для жителей других регионов во время гастролей по России.

«Я перед спектаклем выхожу иногда, говорю: „У нас в спектакле сегодня история солдата. На мой взгляд, ребята, это очень актуально. Я думаю, вам понравится“. И в конце, когда я спрашиваю, понравилось ли им, зрители хором отвечают „Да“. Иногда даже педагоги со слезами выходят»,рассказал завтруппой.

От Белгорода до Владивостока

Свою аудиторию сотрудники театра видят не только со сцены, но и в сообществе в соцсети. Ведением группы «ВКонтакте» занимается отдел маркетинга и развития, который освещает как ключевые мероприятия, так и события из закулисья.

«Зритель, когда приходит на спектакль, находится по ту сторону кулис, но ему всегда интересно, что там, внутри»,рассказала Екатерина Роднина, начальник отдела маркетинга.

В сообществе регулярно проводятся конкурсы на лучший рисунок или поделку, созданную своими руками, в которых разыгрываются пригласительные на предстоящий спектакль.

Как отметила Екатерина, первый конкурс был проведён около 10 лет назад, тогда членам жюри были представлены только пять поделок. Сейчас же охваты значительно увеличились: например, во время пандемии коронавируса, когда все учреждения культуры были закрыты, театр запустил онлайн-конкурс рисунков «Солдатская гимнастёрка», в котором приняли участие более 200 ребят со всей страны. Победителем стал мальчик из Владивостока.

«Мы пообещали ему, что, если он когда-нибудь приедет в Белгород, мы обязательно дадим ему билеты»,поделилась Екатерина.

В рамках проведения предстоящих новогодних мероприятий был также запущен конкурс поделок. Главным призом останутся два билета на спектакль, но к нему также прилагается сюрприз — именное поздравление от Деда мороза.

Во время беседы с Екатериной в кабинет как раз зашла девушка, которая принесла несколько новогодних поделок, посвящённых тематике долгожданной премьеры «У ёжика на ёлке». Эти работы будут оценены уже в ближайшее время, а пока сотрудники сделают их фотографии для архива.

Источник

Читайте также

Гладков: «За две недели 445 белгородцев получили выплаты за утраченное жильё»

Больше 25 тысяч жителей Губкина пользуются водой из водопровода с износом в 99%

Белгородцев приглашают поучаствовать в конкурсе «Белгород новогодний»

Белгородец незаконно хранил у себя дома автомат Калашникова

Чизкейк в кружке: вкусный рецепт за 5 минут

В Белгороде было громко. Что произошло и есть ли последствия?

Оставить комментарий

50 + = 51

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее