По мнению начальника отдела по раскрытию хищений, совершённых с использованием информационных технологий, управления уголовного розыска УМВД по Белгородской области Александра Гончаренко, единой для всех мошенников системы подбора жертвы нет.
«Поиск жертвы индивидуален по способам. Если взять самую распространённую схему – звонят якобы сотрудники банка, деньги нужно перевести на безопасный счёт – то идёт сплошной обзвон. Либо [информация о телефонных номерах] берётся из каких-либо утечек»,
– отмечает полицейский.
Утечка данных может произойти, например, в ходе хакерской атаки на ресурсы какой-либо организации. Преступники используют «холодную базу» клиентов банка. Прозваниваются все номера, независимо от региона нахождения абонента, его профессии, социального статуса.
«Они просто прозванивают всех. Но кто попадётся на такой крючок – он эмоционально будет подходить к этому. Соответственно, он и станет жертвой»,
– считает Александр Гончаренко.
В кол-центрах мошенники ведут статистику звонков, составляют реестр абонентов. Это даёт возможность применять индивидуальный подход к потерпевшим, чтобы обманывать их. Иногда кол-центры обмениваются базами данных – как правило, каждый из них использует для обмана свою схему. Иногда при смене подхода на удочку мошенников попадает один и тот же человек.
По данным полицейских, жители Белгородской области – одни из наиболее подверженных уловкам преступников наряду с гражданами Беларуси.