Как белгородцы могут распознать сектантов, какие манипуляции используют сторонники деструктивного культа и как не попасть под их влияние? Об этом рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии НИУ БелГУ, историк, культуролог и эксперт-религиовед Роман Анатольевич Лопин. Разговор особенно актуален после недавнего скандального визита Радомира, называющего себя «живым богом».
В регионе есть множество различных религиозных объединений, групп, организаций – как традиционных для Российской Федерации, так и нетрадиционных, адептов различных современных религиозных движений, порой трудно классифицируемых, контролируемых. Среди этих движений можно наблюдать и то, что есть разнообразные деструктивных новые религиозные движения, культы, секты. Наш собеседник, Роман Анатольевич Лопин, отметил, что точной цифры религиозных деструктивных движений нет, но угроза от их присутствия духовному здоровью общества, семьи, отдельного человека может быть очевидной. Один из факторов риска заключается в том, что деструктивные движения могут маскироваться под разные общественные движения и благотворительные фонды, декларируя «благие цели» в своей социально значимой деятельности. Это может быть помощь больным детям, военным, обездоленным. Это вызывает доверие у людей, а истинная разрушительная сущность скрывается. По мнению эксперта, она, как правило, выражается в следующих деструктивных признаках:
-
дестабилизация сознания;
-
финансовые притязания – поборы;
-
навязывание разрыва с прежним кругом общения;
-
проявление различного уровня асоциальности;
-
нарушение в экономической деятельности – например, утаивание средств;
-
попытки проникнуть во властные структуры.
Один из примеров – недавно произошедший случай с Радомиром, который провозгласил себя «живым богом». Как стало известно из СМИ, он и его последователи пытались устроить встречу в белгородском военном госпитале, но из-за вмешательства волонтёров им это не удалось. Позже адепты попытались провести собрание в «Синей птице», помогающей детям с расстройством аутистического спектра. Когда о планах стало известно, то полиция выпроводила Радомира из региона. Его последователи попытались провести собрание в Белгороде без него, но приехала полиция.
Современные секты – что о них известно?
По словам религиоведа, есть различные классификации и характеристики сект – как в теолого-религиозном смысле, так и других: политологическом, социологическом, культурологическом и прочих. Они формируются в зависимости от подхода в исследовании этого вопроса. В большинстве случаев сектантство – альтернативная форма религиозности, и она противопоставлена традиционной исторически присутствующей религиозной традиции.
«Сектантство, как правило, выступает духовным диссидентством, антитезой реальности, отрицая историю, культуру, духовное наследие народов. Неслучайно современное сектоведение говорит о них в контексте проблемы новых религиозных движений»,
– говорит Роман Анатольевич.
Среди общих негативных признаков действующих сект сегодня в России эксперт выделяет стремление к мировому господству, агрессивность и наступательность в поведении, борьба с традиционными вероисповеданиями, враждебность к традиционной культуре, скрытая или явная враждебность к государству, поддержка из-за рубежа.
Также Роман Анатольевич выделил такое явление в современной религиозной жизни как неоязычество. Неоязычество в современном социокультурном пространстве Российской Федерации – это субкультурное – в большей степени контркультурное – явление псевдорелигиозного или общественно-политического характера. В первом случае это реконструкции языческо-архаических учений, духовных практик, магически-обрядовой культуры, мифологической системы мышления, просто суеверие как духовное невежество. Во втором – ориентация на архаизмы язычества в политическом (национал-патриотическом), экологическом (сближение с природой), историко-этнографическом (реконструкция архаики народного быта) движениях. Неоязычество, как правило, является деструктивным по отношению к самоидентификации человека.
Стоит вспомнить и про то, что часто неоязыческие организации нарушают закон и получают за это уголовные дела: разжигают религиозную рознь, участвуют в криминальных группировках и деструктивных общественных движениях, совершают убийства на религиозной почве, транслируют духовный и культурно-исторический нигилизм, популяризируют оккультные учения, несут террористическую угрозу.
«Неоязычество сегодня представлено в разных формах. Оно может быть организованным – в виде сект и культов. Или хаотичным в своей тотальности и примитивности – вера в гороскопы, порчу, вера в сакральные магические символы»,
– объясняет преподаватель.
Какие опасности несёт за собой попадание в секту?
По мнению эксперта, попадание в секту в первую очередь ведет к разрушению семейных отношений. Члены таких организаций становятся полностью зависимыми от лидера, а все, кто не разделяют их убеждений, объявляются врагами. Даже если противник сектанских идей – супруг жертвы, его ребёнок, родитель, родственник, то так же ведёт к разрушению и других социальных связей. Известны случаи, когда люди продавали имущество, бросали работу и, полностью погрузившись в доктрину секты, выбирали асоциальный образ жизни.
Один из случаев – парень состоял в отношениях с девушкой, а она посещала собрания секты, ныне запрещённой на территории Российской Федерации. После женитьбы он сам вступил в данную секту, а за ним – вся его семья. Он бросил работу в правоохранительных органах и стал одним из «адептов-миссионеров» деструктивного культа.
Как заманивают в секты?
По словам эксперта, секты используют множество методов вербовки. Так, например, людей они завлекают обещаниями разбогатеть или просто получить финансовую поддержку с её стороны. Если человек столкнулся с горем, переживает личный кризис, депрессию или просто всё чаще задумывается о смысле жизни, то его могут приобщить к секте под обёрткой утешения или участного неравнодушия. Иногда секты используют элементы традиционных религий, чтобы придать легитимность своим деструктивным воззрениям. Особенно уязвимые категории – молодёжь, люди среднего возраста, не имеющие духовного опыта или традиционно ориентированного теологического образования.
Агитация сект может быть разной. Это могут быть различные публичные мероприятия, уличные «проповеди», распространение печатной продукции и информации в цифровом пространстве, личные встречи адептов с людьми, общение по интернету и другие способы. Сторонники сект крайне заинтересованы в том, чтобы обрабатывать умы везде, где бы они ни находились.
«Это зависит от того, где находится человек. Это может произойти везде: в общественном транспорте, через чат, в клубе, на работе, где угодно. Это зависит от наличия активности адептов и сторонников сектантства»,
– заключил Роман Анатольевич.
Откуда у сект деньги?
У сект могут быть разные источники дохода. Это могут быть и пожертвования адептов, и предпринимательская деятельность: торговля и оказание платных услуг. Также секты могут получать прибыль через криминальные схемы – уклонение от налогов, мошенничество, финансовый теневой оборот и другие.
«Известны случаи, когда подобные организации нарушают правила труда. Кроме того, они, особенно те, которые имеют прямую связь с иностранными государствами, могут получать внешнее финансирование»,
– утверждает эксперт.
Как распознать секту и не попасть под её влияние?
Главное оружие против деструктивной духовности – это просвещение, информированность в религиозной сфере, знакомство с традиционным духовным наследием, его усвоение, и конечно же критика альтернативных, разрушительных по своей сути религиозных учений, практик. «Люди должны знать, как работают секты, какие признаки их выдают, и к чему может привести их присутствие в жизни человека, общества, государства».
Если человек внезапно отказывается от прежних убеждений, начинает разрывать связи с близкими и считает, что только в новой группе найдёт спасение – это тревожный сигнал. Также стоит насторожиться, если организация требует больших финансовых вложений или полного подчинения её доктрине, правилам.
Мощным критерием в определении, является ли религиозность деструктивной, являются эти вопросы:
-
каким образом религиозной доктриной характеризуется объект поклонения?;
-
какова характеристика основателя, лидера?;
-
какое место занимает человек в вероучительной системе?;
-
как диктуется в учении отношение к государству, культурному наследию и обществу?
Эти вопросы можно задать и при анализе деятельности «живого бога» Радомира. Очевидно, что у ответов на эти вопросы в данном случае будет негативная окраска. При отрицательном результате нужно с осторожностью относиться к любой организации. Еще лучше – тут же прервать любую коммуникацию и предупредить тех знакомых, которые могли проявить к ней интерес.
Как вернуть человека из секты в нормальную жизнь?
Вывести человека из секты сложно, но возможно. Роман Анатольевич советует не вступать в конфронтацию, а пытаться установить доверительный с ним контакт. Важно не осуждать жертву, а постепенно возвращать её к критическому мышлению, здоровой традиционной духовности.
У Русской православной церкви есть центры реабилитации людей, попавших в деструктивные секты, которые занимаются возвращением из них людей. Случаев спасения людей, их выздоровления зафиксировано очень много. Есть случаи, когда люди возвращались из деструктивного культа и начинали служить в Церкви.
Как реагируют на присутствие деструктивных сект правоохранительные органы?
Главное – не бояться обращаться в правоохранительные органы, если у вас есть опасения, что вы столкнулись с нарушающей законодательство организацией.
«Законодательство Российской Федерации регламентирует религиозные вопросы в жизни общества, государства. При его полном соблюдении трансляция угрожающей деструктивной духовности, граничащей с правонарушением, фактически невозможна. В случае обнаружения подобной разрушительной деятельности со стороны сект речь может идти о явном присутствии правонарушения, на что соответственно реагируют правоохранители»,
– подчеркнул эксперт.