Общество

Блог Артемия Троицкого. Доктрина Монро: жизнь — в искусство!

Артемий Троицкий для bbcrussian.com 17 июня в Москве в Центре современного искусства по адресу Гоголевский бульвар, дом 10 открылась выставка "АРХИВ М", персональнейшая и исключительная выставка Владислава (Владика) Мамышева-Монро 1972 г.р. На мой среднеизвращённый вкус — абсолютно лучшая экспозиция в области так называемого "актуального искусства" за всё время его существования на нашей части суши. A work of pure and indisputable genius. Наверное, мало кто знает, что я — не только то, что обычно (журналист, преподаватель, диджей), но и коллекционер этого самого современного искусства. Поэтому я много кого из художников знаю, а некоторых из них очень люблю. И Дубоссарского с Виноградовым — за их сочную живопись и остроумные сюжеты, и Кабакова, очень умного и провоцирующего воображение, и Пивоварова, и Чуйкова, и Комара/Меламида. Из сцены города Петербурга, к которой ВММ (скорее, формально) принадлежал, мне больше всего нравятся нарративные макси-комиксы Копейкина, философский экспрессионизм Шинкарёва, старые "новые дикие"… Но Монро — совсем другая история, и нынешняя мега-выставка это доказывает, как дважды два. Поражают следующие взаимосвязанные обстоятельства: многообразие творческих проявлений автора (фото, видео, кино, театр, живопись, декоративное искусство, мультимедиа, арт-критика (!), боди-арт…) и то, что в каждом из них он нокаутирующе убедителен. (!!!) В принципе, нет слов. Большинство, в том числе и среди людей, не чуждых модных арт-веяний, знает Владика Монро как мастера удивительных перевоплощений. Он начинал с Мэрилин и продолжил: Гитлер, Любовь Орлова, Иисус, Жанна д'Арк, Дракула, Путин, Шаляпин и десятки других. Часто его сравнивают с Синди Шерман — знаменитой и дорогостоящей американкой; но у ВММ по-другому и гораздо интереснее. В отличие от Шерман, он создаёт не просто концептуальный набросок ("вот как я выгляжу в облике папы римского"), а глубокий, по-актёрски прочувствованный психологический портрет. Иногда больше "похожий" и впечатляющий, чем сам прототип! Сплошь и рядом эти перевоплощения, которые Владик называл "переселением душ", приносили ему реальные муки, стоили ломок и кошмаров. Однако знаменитая серия "Жизнь замечательных Монро" и подобные ей занимают не более четверти выставочного пространства. Помимо этого, переходя из зала в зал (а их много!), очарованный и слегка контуженный зритель видит массу всего удивительного — от препарированных плакатов с членами Политбюро ЦК КПСС до легендарных видеопостановок "Достоевский в Баден-Бадене" и "Свидание Штирлица с женой"; от кустарного и уморительно смешного "Пиратского телевидения" до ещё более смешных псевдо-лубочных картин маслом; от мутантской переделки "Волга-Волга", где Монро подменил собой Любовь Орлову, до гремучих фотосессий 18+; а также настоящие витражи, лирические дневники с острова Бали (где Владик погиб весной 2013-го), рукописные журналы, комиксы и бог знает что ещё. Причём всё, как я уже намекал, исключительного качества: это не "меморабилия", не трогательное ретро — это действует сейчас! Народу на открытии было очень много. Зачарованная публика перетекала из зала в зал в состоянии восторженного оцепенения. Некоторые (подозреваю, люди, знавшие Владика) плакали. Надо всем тихо витало междометие "wow"… И я поймал себя на том, что плакать совсем не хочется, а наоборот — я счастлив. Потому что я понял: Владика оценили. С большим опозданием, но по большому счёту. Многие знали его; все знали про него. Были поклонники и поклонницы, которые ещё при жизни считали его если не гением, то исключительным талантом. По сути дела -и это многими уже постулировалось — главным и абсолютно фантасмагорическим произведением искусства был сам Владик, его шокирующая жизнь и удивительные приключения. Но для нашей арт-толпы он всё равно оставался сугубым маргиналом, фриком, личностью несерьёзной. Многих раздражала его бесконечная череда дурных наклонностей и виртуозное попрошайничество. Внезапные исчезновения и неадекватное поведение. Детская наивность в сочетании с жестоким цинизмом… Короче, Владислав Мамышев-Монро категорически не мог, да и не особо хотел правильно "позиционировать" себя в художественном мире, оставаясь самим собой со своим моцартианским даром. За него это сделала трагедия и время. И Лена Селина с Антонио Джеуза — блестящие кураторы эпохальной выставки. Не знаю, как сложится история "АРХИВА М" на Гоголевском. Честно говоря, не хотелось бы, чтобы туда ломились массы и стояли очереди — просто потому, что противно от одной мысли о том, что он окажется в одной компании с виртуозами народно-придворного лизоблюдства, на выставки которых у нас обычно собираются толпы. К тому же я легко представляю себе озверелую реакцию особо серого контингента на многие объекты экспозиции. (Хотя кое-что из самого одиозного на выставке — полагаю, намеренно — не представлено). Да, могут отметиться и возмущённые "простые люди", и всевозможные блюстители. И прикрыть "Архив" раньше времени тоже могут. Но это уже не важно: выставка Владика состоялась, и страна получила (возможно, не вполне заслуженно) нового великого художника.

© BBCRussian.com

Источник: news.rambler.ru

Читайте также

В Белгородской области аграрии убрали больше половины полей зерновых

Белгородские власти будут контролировать цены на товары на фермерских ярмарках

На всей территории российского региона второй раз за день объявили ракетную опасность

50 световых опор появились на участке дороги Ракитная – Крым

В красивую дату поженились 52 белгородские пары

Преподаватель Тавровской «Формулы Успеха» — победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года»

Оставить комментарий

− 3 = 7

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее