Москва остается одной из самых театральных столиц мира — ежедневно в театрах города проходит более 80 спектаклей, которые собирают аншлаги и завоевывают сердца зрителей. В минувшем году в Москве представили 250 премьерных постановок, а посетили театры почти пять миллионов человек. О том, чем еще запомнился театральный 2024-й, — в материале mos.ru.
Самые яркие премьеры
Одни из самых популярных и заметных премьер прошли в 2024 году в Театре имени Маяковского, «Новой опере», Театре Олега Табакова, Театре на Бронной и Театре имени А.С. Пушкина.
«Калина красная» по одноименной повести Василия Шукшина была долгожданной осенней премьерой в Театре на Бронной. Режиссер Марина Брусникина решила попробовать обратиться к темам русской души, поиска себя и вечных человеческих ценностей.
«Василий Шукшин — большой русский писатель, болеющий душой за людей, которых он понимает и любит, не осуждает, а пытается понять и сострадать им. В наше время это очень важно. И вообще дар слышать людей и анализировать русский характер с его поиском счастья и гармонии, мне кажется, актуален всегда. Поставить эту киноповесть Шукшина мне предложил Константин Богомолов, и я согласилась — мне показалось очень важным сделать это сегодня. Я же предложила Артема Быстрова на роль Егора Прокудина, понимая, какого масштаба этот артист, и веря, что он сможет это сыграть», — говорит Марина Брусникина.
Композитор Николай Попов, отмечает она, создал для спектакля замечательный звуковой мир. Конечно же, в постановке звучит и песня «Калина красная». По словам Марины Брусникиной, ее поразило, что эту песню в тексте Шукшина поет Люсьен. «Почему-то всегда кажется, что это песня главных героев. Парадокс. Но Шукшин вообще парадоксален, и это — живое. Он живой, слышал и чувствовал живое», — рассуждает режиссер.
«Новая опера» представила постановку Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо» (1836) в версии режиссера Евгения Писарева. Адан знаком отечественному зрителю главным образом как автор балета «Жизель», а вот в Европе очень популярны его оперы. «Почтальон из Лонжюмо» — великолепный тому пример. И музыкальный раритет — на российской сцене эту оперу почти не исполняли. В Петербурге ее поставили только в 1837-м, в Москве — в 1839-м, а в ХХ веке она некоторое время шла на сцене Куйбышевского театра оперы и балета.
В центре сюжета — почтальон Шаплу, обладающий прекрасным певческим голосом и отправляющийся покорять парижскую сцену, забыв о своей жене Мадлен. Возмездие за легкомыслие настигает оперную звезду через 10 лет, когда бывшая супруга решает проучить его.
Евгений Писарев говорит о том, что эта история очень фантазийная и театральная, а сценограф Зиновий Марголин и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили подчеркнули это: визуальное решение спектакля, вдохновленное нарядными почтовыми открытками из путешествий, легко переносит зрителя то во французскую деревушку, то в замок под Парижем.
«Багдадский вор и черная магия» — сентябрьская премьера Егора Перегудова в Театре имени Маяковского, завоевавшая популярность у зрителей разных возрастов. На сцене с помощью музыки, вокала, танцев, трюков, превращений и видео-арта оживают современный и Древний Восток. Это и было, по словам режиссера, его главной задачей — показать театр как живую материю, подчеркнуть, сколько в нем радости, свободы и чуда. Поэтому же зрители сами становятся участниками спектакля — каждая сцена здесь построена вокруг своего аттракциона.
Музыку и стихи для постановки создали Давид Тухманов и Юрий Энтин, авторы песен для советской мультипликационной классики — от «Бременских музыкантов» до «Летучего корабля». Наблюдать за тем, как багдадский вор преодолевает многочисленные испытания и завоевывает расположение возлюбленной, будет интересно всей семье.
В Театре Олега Табакова 1 июня прошла премьера «Наследников», режиссером авторской инсценировки Олега Антонова по мотивам пьесы Сергея Найденова «Дети Ванюшина» стал Владимир Машков. Он же исполнил одну из главных ролей — сыграл купца первой гильдии Александра Егоровича Ванюшина, который чувствует, что дни его сочтены, и думает, кому из своих шестерых детей можно передать семейное дело.
Спектакль создан в традиции русского психологического театра, который всегда давал возможность разглядеть за повседневными сценами подлинную драму. Время действия в постановке менять не стали, погружая зрителя в купеческий быт начала ХХ века, а вот финал решили сделать более жизнеутверждающим. Хотя, разумеется, героям все равно предстоит прожить свои трагедии и поразмышлять о том, сколько испытаний могут выдержать люди.
«Наследники». Все о премьере в Театре Олега Табакова
Спектакль «Плохие хорошие» в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина поставил Евгений Писарев по мотивам комедии нравов Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Премьеру показали 25 декабря — приурочили к 110-летию Камерного театра Александра Таирова, предшественника Театра имени А.С. Пушкина. По словам режиссера, он хотел сделать спектакль в каком-то смысле оммажем Таирову, который тоже репетировал пьесу, своеобразным приношением ему — нарядным, нарочито театральным, с некоторым старинным флером.
Новый перевод пьесы Уайльда сделал Сергей Плотов — предыдущий вышел в 1940-х годах и при всем его остроумии несколько потерял актуальность с точки зрения языка. По просьбе Евгения Писарева переводчик деликатно адаптировал текст, а сам режиссер ввел в действие нового персонажа, который соединил театр XIX века и сегодняшнего зрителя, стал и резонером, и альтер эго автора, и комментатором, и ведущим, и конферансье.
«Театральный бульвар» и другие фестивали
Грандиозный фестиваль «Театральный бульвар», ставший частью большой программы «Лето в Москве», проходил в столице с середины июля до конца августа, его посетили свыше 600 тысяч зрителей. На семи бульварах состоялись театральные и музыкальные постановки, цирковые представления, паблик-токи, мастер-классы и творческие лаборатории.
Каждую площадку посвятили своей сфере: Тверской бульвар — жанру оперетты, Страстной — иммерсивному и визуальному театру, Цветной — цирку, Сретенский — сценическому оформлению и костюму, Чистопрудный — экспериментальному театру. На импровизированных сценах свои спектакли показали «Современник», Ленком Марка Захарова, Московский театр Олега Табакова и многие другие театры. Программа объединила более 1,6 тысячи начинающих и знаменитых артистов, 76 коллективов представили свыше 480 постановок, пять тысяч посетителей попробовали себя в роли артистов.
А на тематических экскурсиях в ходе фестиваля можно было познакомиться с историей русского театра, узнать об архитектурных особенностях зданий театров Москвы или, например, пройти по следам героев знаменитой пьесы Максима Горького.
7 сентября сад «Эрмитаж» превратился в площадку для ежегодного фестиваля «Театральный марш», его уже в 11-й раз успешно провел Театр на Таганке. За все годы фестиваль посетили более 270 тысяч человек, это одно из самых масштабных в России театральных мероприятий под открытым небом. Фестиваль традиционно проводят ко Дню города и так символически дают старт новому театральному сезону.
В 2024 году гости смогли увидеть спектакли выпускников Школы-студии МХАТ и ведущих московских театров, в том числе Театра на Таганке, Театра на Бронной, Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, Театра Терезы Дуровой, «Современника» и «Трикстера», а также Центра драматургии и режиссуры. Программу составляли, ориентируясь на интересы зрителей разных возрастов.
Московский театр кукол в октябре принял на своей сцене 11 постановок из Вологды, Белгорода, Мурманска, Ставрополя, Костромы, Нижнего Новгорода, Сургута, Нижнего Тагила и Мытищ в рамках фестиваля театров кукол «Пушкин_фест», посвященного празднованию 225-летия со дня рождения Александра Пушкина. Зрители увидели знакомые истории с необычного ракурса: «Евгения Онегина» сыграли марионетки, «Пиковую даму» — ожившие скульптуры, а «Сказку о царе Салтане» — клоуны.
Источник: news.rambler.ru